автонастрой


Velosolex

История мопеда «Velosolex » перекликается с жизненным путем легендарного французского автомобиля «Ситроен Де-Шво» (Citroen 2CV). Обе машины появились на рынке в скудные послевоенные годы, отличались неординарным техническим устройством, дешевизной и практичностью, моментально стали бестселлерами, сохранили популярность и в более счастливые и богатые годы, а со временем приобрели культовый статус.

Французские инженеры Морис Гудар (Maurice Goudard) и Марсель Меннессон (Marcel Mennesson) в 1905 году основали компанию «Солекс» (Solex), которая вскоре стала одним из крупнейших в Европе изготовителей карбюраторов. В годы Второй мировой войны Меннессон занялся разработкой малогабаритного мотора для установки на велосипед. В 1940 году был готов первый прототип, который Марсель опробовал на своем личном велосипеде. В 1942 году компания выпустила опытную партию мотовелосипедов, которые раздали для испытаний ее сотрудникам.

Весь силовой агрегат представлял собой один компактный узел. Он размещался перед рулевой колонкой — схема, почти не использовавшаяся с тех пор, как в 1901 году братья Вернер, создатели одноименных мотоциклов, решительно переместили мотор к педальному узлу. Одноцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объемом 45 см3 и мощностью 0,4 л.с. при 2000 об/мин был напрямую соединен с обрезиненным роликом, прижимавшимся к покрышке переднего колеса.

С боков устанавливались два круглых бачка — один для бензина, который подавался в карбюратор мембранным насосом, работающим от разрежения во впускном патрубке, в другом скрывался глушитель. Основу открытой рамы составляла выгнутая круглая труба. Весь мотовелосипед весил 25 кг, развивал скорость 25 км/ч, а расход топлива составлял 21 л на 100 км.

В открытой продаже эти мотовелосипеды появились в апреле 1946 года, когда началось их массовое производство на заводе «Солекс» в Курбевуа. Они сразу же завоевали популярность: уже в 1949 году завод выпускал более 100 мотовелосипедов в день, а общий объем производства в том году составил 36 тыс. машин. В 1948 году лицензию на производство мотовелосипедов «Велосолекс» купила итальянская фирма «Сифачин» (Sifacin), которая выпускала их до 1956 года.

В октябре 1953 года компания представила модернизированный мотовелосипед, получивший собственный индекс «330» и двигатель увеличенного до 49 см3 рабочего объема. Максимальная мощность выросла до 0,5 л.с. В том году объем производства превысил 100-тысячную отметку. Спрос был настолько велик, что покупателям приходилось по три месяца ждать заказанную машину или прибегать к услугам черного рынка. Поэтому к производству «Велосолекса» подключили еще два завода. В 1955 году продали уже более 200 тыс. этих машин.

Главной новинкой 1958 года стало введение в трансмиссию автоматического центробежного сцепления. А в октябре 1964 года дебютировала модель «3300» с рамой, сваренной из штампованных элементов, и прямоугольной фарой. Тот год стал пиком популярности «Велосолекса»: было продано 380 тысяч мотовелосипедов. Позже объем продаж стал падать: конкуренты предложили более современные мопеды.

В 1966 году дебютировала выпускаемая до сих пор классическая модель «3800», отличавшаяся от своего предшественника «3300» мотором с улучшенной характеристикой крутящего момента. Эта машина стала первым «Велосолексом», изменившим традиционной черной окраске: с 1968 года варианты-люкс получили синий и красный цвета.

Первая попытка выйти за рамки привычного мотовелосипеда была сделана в том же 1968 году. Тот же двигатель «3800» был установлен на своеобразный полумотороллер модели «Микрон» (Micron) -крохотные колеса, настил под ногами и некоторое подобие переднего щита. Впрочем, машина не смогла сравниться в популярности с настоящим «Велосолексом»: за шесть лет производства продали менее 25 тыс. экземпляров.

Следующим шагом стал дебютант 1969 года «Флэш» (Flash). Наконец-то 50-кубовый двухтактный двигатель мощностью 1,4 л.с. переместился в привычное положение в нижней части рамы. Впрочем, его создатели не смогли отказаться от экстравагантных технических решений — продольное расположение коленчатого вала, карданная передача на заднее колесо, дисковый задний тормоз. В 1972 году «Флэш» получил телескопическую переднюю вилку взамен жесткой велосипедного типа и новый индекс «6000».

Версия традиционного «Велосолекса» на колесах уменьшенного с 19 до 16 дюймов размера появилась в 1971 году под индексом «5000». С 1973 по 1978 годы она выпускалась также со складной рамой под именем «ПлиСолекс» (PliSolex). А в 1973 году компания представила модель «Тенор 8000» (Tenor 8000), вполне заурядный мопед с горизонтальным двигателем производства компании «Франко Морини» (Franco Morini).

Но эти меры уже не смогли спасти предприятие. В 1974 году она перешла под контроль своего злейшего конкурента — концерна «Мотобекан». Новые владельцы сразу же прекратили производство моделей «6000» и «Тенор 8000», которые напрямую конкурировали с их моделями. А вскоре производство «3800» и «5000» было переведено на завод «Мотобекан» в Сен-Квентин. Впрочем, популярность «Велосолексов» уже не шла ни в какое сравнение с ажиотажем 50-х и 60-х годов: в 1980 году было выпущено чуть больше 7 тыс. машин.

В 1983 году дошла очередь и до «Мотобекана»: он превратился в МБК и слился с японским концерном «Ямаха». Производство мотовелосипедов «Велосолекс» было прекращено в 1988 году. Всего за 42 года во Франции было выпущено около 7 млн. машин этой марки.

Но на этом история мотовелосипеда не закончилась. Еще в 1980 году лицензионное производство машины освоил китайский концерн «Намчан Эйркрафт» (Namchang Aircraft). На китайском рынке этот мотовелосипед продается под маркой «Хонду» (Ноngdu). В 1997 году «Намчан Эйркрафт» организовал совместное предприятие с двумя французскими компаниями, и вскоре «Велосолекс» китайского производства вернулся на французский рынок.

После ликвидации производства «Велосолекс» во Франции промышленное оборудование было продано венгерской фирме «Циклон» (Сусlon), которая в 1993 году возобновила его изготовление под маркой «S3800». Сейчас мотовелосипед венгерского производства продается во многих европейских странах (в том числе и во Франции) под маркой «Импекс» (Impex).

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Анти-спам: выполните заданиеWordPress CAPTCHA




Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru