Если изучать предметно тягач Howo ZZ4257, то он собран с миру по нитке, как в принципе и остальные китайские грузовики. Ведь этот грузовик имеет двигатель Steyr, турбину Holset, коробку переключения передач Eaton Fuller, аппаратуру Bosch, тормозную систему Wabco, гидроусилитель ZF, дизайн с претензией, но похож на Mercedes. На всем тягаче Howo ZZ4257 написаны иероглифы. Выполнено ли это руками рабочих по лицензии или нет? — не известно. Предположим, что грузовик Howo был просто полностью скопирован с использованием простых измерительных инструментов. Например, из истории известны подобные случаи, вот например ЗИЛ-130 скопирован с Ford, а с него Румынский грузовик Roman. Или как в советском союзе содрали волгу с американской легковушки, и при этом еще и пытались оспаривать правоту.И что с этого?
Например, дальнобойщику в принципе все равно чьего производства отказавшая деталь его грузовика, который застрял на обочине в минус тридцать градусов. Стоит лишь вспомнить историю, и станет вполне ясно, что факт наличия индустриального плагиата вовсе не является поводом для того, чтобы упрекать виновных в нем производителей в их технической некомпетентности. Автомобиль Howo ZZ4257 нельзя упрекнуть в низом качестве сборки. Наоборот, среди числа автомобилей, последнее время посещавших Иркутск транзитом из Китая, Howo является, по моему мнению, наиболее законченным творением. Это не подделка, как Admiral или Great Wall. У Howo также нет подражания западноевропейским моделям автомобилей.
Дизайнерскую преемственность прекрасно скрыл китайский стилистический камуфляж, благодаря чему тягач Howo выглядит очень гармонично. Конечно, он не имеет суперсовременный вид, но, по крайней мере, выглядит нестарым. Более того, с любой стороны китайский Howo гораздо интереснее своих легковых земляков. Посудите сами: решетка радиатора, которая вписана в пространство между боковыми дефлекторами, мультисекционная оптика, имеющая сложную форму, «двухэтажный» верх с аэроприкрытием фуры. Кроме того, автомобиль Howo имеет везде ровные, небольшие зазоры. При этом нет никаких безвкусных «стразов». Тягач Howo ZZ4257 хорош не только снаружи. Трап в две ступеньки (жаль, что китайцы не догадались установить ручку с правой стороны от проема) ведет в достаточно современную кабину, в которой имеются детали, незнакомые любителям тяжелой отечественной техники.
Например, в автомобиле Howo есть кондиционер, холодильник, климат-контроль с экраном, регулируемый по высоте руль, отопительные сопла, которые установлены повсюду, сиденья, имеющие пневматические подушки и подогрев. Следует отметить, что в данный момент речь идет о базовой комплектации, ниже которой производитель просто не может опуститься. А вот по заказу он может оборудовать салон Howo всевозможной дополнительной аппаратурой. Единственное, что не совсем хорошо смотрится в салоне автомобиля Howo — это сравнительно дешевые вставки под дерево. Однако этот недостаток полностью скрывает пластмасса с ровными швами, которая имеет достойное для грузовика качество.
Спать в тягаче Howo ZZ4257 захочется даже человеку, страдающему бессонницей. Ведь данный автомобиль имеет две шикарные мягкие полки с подушками. Единственный недостаток — в стандартной комплектации китайского Howo не предусмотрен автономный подогреватель, в результате чего спать при нашем климате очень рискованно. Выход один — доплатить за установку автономного подогревателя. Сожаление вызывает также то, что ни за какие деньги не купишь дополнительные квадратные метры, которых в Howo просто минимум. Посещение спальных мест автомобиля нужно выполнять с помощью акробатических трюков из-за наличия в кабине огромного моторного горба.
С одной стороны, кабина ХОВО имеет высокий потолок, при котором можно стоять в полный рост. Но, с другой стороны, стоять в кабине просто негде. Количества отсеков для вещей более чем достаточно. В этом тягач Howo занимает лидирующее место. Вне кабины качество сборки Howo совсем не хуже. Уже прошли те времена, когда для китайской инженерии была характерна отвисающая проводка, которая была зафиксирована изоляционной лентой. Таким образом, все шланги-провода проведены в недоступных для воздействия внешней среды местах. Некоторые детали автомобиля Howo выполнены очень эргономично, что еще раз подчеркивает особую заботу производителей о потребителях.
Например, воздушный фильтр у Howo сделан двойным. Есть возможность перемещать седло по раме для наилучшего расположения точки опоры полуприцепа. При этом рама имеет профиль, который вызывает ассоциации с карьерной техникой. Хотя есть и противоположные примеры. Так, бачок омывателя расположен в переднем свесе и довольно низко, а топливный фильтр — влагоотделитель не имеет подогрева. Китайский Howo ZZ4257 выглядит достаточно внушительным для молодого производителя. Этот автомобиль является настоящим конструктором. Варианты у Howo отсутствуют только лишь по марке двигателя. Все прочее можно варьировать. Только трансмиссия позволяет создать около десятка вариантов. Немецкий ZF, Американский Eaton Fuller, японская коробка. Плюс к этому — различия по числу передач и передаточных отношений мостов.
Модельный ряд Howo ZZ4257 включает в себя модификации по кабинам — высокая, низкая, с различной шириной спальных мест и с двумя вариантами стайлинга. Возможны также двух- и трехосные модели тягача Howo с мощностью двигателя от 290 до 410 «лошадей». Это притом, что речь идет сейчас только лишь о тягаче. А ведь существуют еще «бортовики», самосвалы, миксеры, бетононасосы. Каждый из них выпускается почти с такой же описанной выше широтой версий. Это обеспечивает покрытие практически всех существующих в настоящее время грузоподъемностей и типоразмеров. Рассматриваемый Автомобиль Howo относится чуть ли не к самой флагманской комплектации. Так, он имеет 371-сильный турбодизель и 12-ти ступеней с делителем.
Межосевая, а также межколесная блокировки и мосты у Howo оснащены колесными редукторами. Конечно, это решение для шоссейной модели автомобиля является не совсем традиционным. Но это нестрашно, лишь бы ездил хорошо… Несмотря на то, что китайский Howo имеет довольно тесную кабину, водителю в принципе не на что жаловаться. Ведь баранка представляет собой не тележный обод, а практически легковой бублик. Сиденье автомобиля Howo обтянуто приятным текстилем. Кроме того, оно регулируется в широких пределах, как по горизонтали, так и по вертикали, в результате чего в нем может удобно расположиться человек с ростом от 165 до 190 сантиметров. Все органы управления Howo находятся в зоне безопасной досягаемости.
За подстаканник для водителя, видно, забыли. К тому же двигатель тягача Howo ZZ4257 глушится кнопкой, которая расположена на подставке слева от педали сцепления. Это, конечно, довольно непонятно, поскольку там должна находиться нога водителя. Кроме того, с помощью этой же кнопки (легким ее нажатием) в автомобиле Howo включается горный тормоз. То есть, можно случайно немного пережать эту кнопку и таким образом заглушить двигатель. Поэтому пользоваться этой кнопкой нужно осторожно, чтобы не отрубить подачу топлива в самый неподходящий момент.
Заводится тягач Howo ZZ4257 безо всяких китайских хитростей. Но работает он с довольно нетипичной для молодых восточных производителей мелодичностью. Видимо, копия получилась — 6-цилиндровый двигатель с весьма неплохой литровой мощностью работает не громче «внедорожных» 1HD-T или TD42. Также дает о себе знать и абсолютная уравновешенность «шестерки». Уровень вибраций тягача Howo ZZ4257 не вызывает желания сравнивать его с тракторными аналогами. Первые метры езды на автомобиле Howo ZZ4257 по ухабистой дороге показали хороший результат. Надо сказать, что автомобиль шел довольно мягко. При этом прицепа ведь нет, а только лишь одна незагруженная «голова». Естественно, что значительный вклад здесь вносит водительское сиденье с пневматической подушкой.
Тем не менее, довольно нехарактерно плавно шел по гравию китайский Howo. В чем же причина? Верно — кабина автомобиля на подвеске. Спереди находятся два амортизатора с ограничителями хода сжатия. Сзади расположены пневматические подушки, в которых предусмотрена возможность регулировки их жесткости. Стоит лишь подержать рычаг и стравить давление, как сразу становится мягче. Или, наоборот, «надуть», чтобы сильно не раскачиваться при движении. С таким «ноу-хау» на борту полностью рессорный тягач Howo ZZ4257 в буквальном смысле плывет по изрытой ямами дороге. Конечно, при наезде на крупные бугры или ямы на значительной скорости удар будет довольно ощутимым, поскольку вся масса в данный момент сконцентрирована над передней осью автомобиля.
Таким образом, эта короткая поездка на автомобиле Howo ZZ4257показала нам целый ряд нюансов. Среди них есть и те, которые требуют некоторой коррекции. Но в основном, учитывая национальную принадлежность китайского Howo, о них можно говорит лишь в превосходной степени. Удивительно, но китайцам с их многовековыми рикше- и велотрадициями удалось создать автомобиль ХОВО, который прекрасно располагает к себе впервые попавшего за его руль водителя.
То есть нужно просто сесть в кабину Howo, подогнать сиденье и руль, нащупать педали — и в дальнюю дорогу! Отмечу, что для меня это достаточно трудно, поскольку последний раз за баранкой грузовика я сидел около семи лет назад. Тогда это были обычные ЗИЛы советского производства, которые хоть и требовали перегазовки, но имели короткую по ходам коробку переключения передач. В тягаче Howo ZZ4257 же рычаг колеблется, как метроном. На четных передачах он занимает почти горизонтальное положение. Нельзя говорить, что это очень неудобно, однако все же требует подготовки. Из-за своей «грузовой» неопытности в нужную передачу рычагом я попадал не с первого раза. Однако четкость включений в автомобиле Howo, на мой взгляд, могла бы быть и лучше.
Но когда китайский Howo срывается с места и начинает свой быстрый и напористый разгон, то сразу забываешь обо всех его недостатках. И не возникает никаких разногласий между звуком двигателя, его характеристиками и передаточными числами трансмиссии. На мой взгляд, автомобиль Howo является не седельным тягачом, а реактивным транспортником. Уверен, что Howo смог бы отлично себя показать на прошедшей недавно гонке грузовиков. Конечно, рассуждать о приемистости автомобиля, который не предназначен для динамичных стартов, не совсем разумно. Однако я позволю себе сделать некоторые замечания.
Почему же все-таки у сравнительно молодой компании Sinotruk, которой принадлежит марка Howo, получается производить целую линейку дизельных двигателей? В то время как наши отечественные предприятия, существующие несколько десятков лет, предлагают всего несколько вариантов двигателей. Да, я совсем забыл… Китайцы ведь все купили и своровали. А мы наделены гордостью, которая последнее время начала заканчиваться. Вот если бы наша гордость закончилась хотя бы немного раньше, то, скорее всего, ситуация была бы не на столько запущенной.
И дело не только в наличии у китайцев современных зарубежных технологий и узлов-агрегатов. Их нужно еще доводить до ума. Автомобиль Howo является вполне законченным продуктом. За его рулем уж никак не вспоминаешь о тех китайских пуховиках-матрасах, которые были в начале 90-х годов. Пересев с легкового автомобиля, к тягачу Howo ZZ4257 привыкаешь очень быстро. Конечно, другого ждать и не стоит. Ведь этот тягач имеет шесть наружных зеркал заднего вида. Таким образом, время адаптации к автомобилю Howo является рекордно коротким.
Особое внимание в тягаче Howo заслуживает его рулевое управление с хорошей обратной связью. Так, на прямой дороге и в крутых виражах Howo следует согласно заданной траектории. В парковочных же режимах он просто удивляет своим углом поворота управляемых колес. Рулевой механизм обеспечивает очень малый радиус разворота. Жаль, что в характеристиках автомобиля Howo ZZ4257 не приведено его значение, а замерами мы не занимались. Однако с полной уверенностью можно сказать, что трехосный китайский Howo является гораздо маневренным других даже более компактных грузовиков. К тому же, тормозная система автомобиля Howo полностью соответствует его разгонной динамики и управляемости.
Следует отметить, что китайцы имеют способность подстраиваться под любые возникшие обстоятельства. И это является их основным козырем в борьбе за покупателя. Китайцы очень быстро реагируют на возникшие запросы клиентов. Необходима какая-нибудь новая опция в автомобиле — буквально следующий пришедший экземпляр будет обязательно оснащен этой опцией, даже если она раньше и не предлагалась. И так во всем, начиная от центрального замка или электрических стекло-подъемников и заканчивая более глобальными деталями. Например, известен случай, когда в течение всего лишь нескольких недель китайские производители умудрялись под заказ самосвальный кузов оборудовать совершенно иным задним бортом и подогревом, не имея раньше в производственной программе всех этих элементов.
Таким образом, заявка на полноправное присутствие в области тяжелой китайской техники выполнена. Остается лишь ожидать расширения модельного ряда и некоторых эксплуатационных нюансов. Пожалуй, и других марок также. Например, автор недавно видел, как перегоняли два седельных тягача марки Foton. Они проехали на запад, не посетив при этом Иркутск. Однако, на мой взгляд, это вопрос времени, поскольку «китайское» дилерство в настоящее время является одним из самых приоритетных.